Свастические узоры, подобные тем, что сегодня называют «Коловратом», имеют глубокие исторические корни, уходящие в дохристианские времена. У древних славян и протославянских культур такие узоры встречались на керамике, украшениях, вышивке и предметах быта, о чём свидетельствуют археологические находки. Например:
- В черняховской культуре (II-V века н.э.), связанной с протославянскими племенами, на сосудах обнаруживаются орнаменты с крестообразными и свастическими мотивами, интерпретируемыми как солярные символы, связанные с солнцем, плодородием и защитой (Седов В.В., «Славяне в раннем Средневековье», 1995).
- В работах Б. А. Рыбакова («Язычество древних славян», 1981) описываются солярные узоры, включающие спирали и свастические мотивы, которые использовались в аграрных обрядах и как обереги. Однако Рыбаков не употребляет термин «Коловрат», так как это название получило популярность позже.
- Аналогичные узоры встречаются в трипольской культуре (IV-III тысячелетие до н.э.) на территории современной Украины, что подтверждает древность свастических символов в регионе (Гимбутас М., «The Civilization of the Goddess», 1991).
Важно отметить, что у древних славян не использовался непосредственно символ, идентичный современному «Коловрату», а скорее различные свастические узоры, варьирующиеся по форме (четырёх-, шести- или восьмилучевые) и направлению лучей. Точный термин «Коловрат» и его конкретное значение начали активно популяризироваться в XIX—XX вв.еках в рамках славянофильских и неоязыческих движений, что делает его, в некоторой степени, реконструкцией.
Свастические узоры не уникальны для славян. Они встречаются в культурах Индии, Тибета, Древнего Египта и других регионов, где ассоциировались с солнцем, удачей и жизненной силой (Уилсон Т.,
«The Swastika: The Earliest Known Symbol and Its Migrations», 1896). Это подтверждает универсальность и древность таких символов, но также усложняет их интерпретацию в современном контексте.